Азбука для потребителей услуг ЖКХ
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовлено методическое пособие «Азбука для потребителей услуг ЖКХ» (далее – Азбука) – первый в России учебник для потребителей услуг ЖКХ. Специфические отраслевые темы рассказываются простым языком с иллюстрациями и доступными разъяснениями.
Азбука для потребителей услуг ЖКХ подготовлена в целях повышения грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг, формирования хозяйственного отношения к общему имуществу в доме. Учебный материал содержит детальный разбор жилищного законодательства по таким вопросам, как:
• состав общего имущества в многоквартирном доме, его содержание и текущий ремонт;
• проведение общего собрания собственников;
• предоставление коммунальных услуг;
• организация и проведение капитального ремонта и т. д.
Азбука для потребителей услуг ЖКХ будет интересна всем, кто владеет и пользуется собственностью в многоквартирном доме и желает улучшить свои знания по управлению имуществом. Книга научит экономить плату за услуги, а именно – выступать грамотным заказчиком жилищных услуг, рационально использовать коммунальные услуги, осуществлять энергосервисные мероприятия в многоквартирном доме.
СОДЕРЖАНИЕ АЗБУКИ
Глава 1. Ведение . . . 5
» Основные участники сферы ЖКХ . . . 6
» Кто контролирует ЖКХ?. . . 8
» Жилищные и коммунальные услуги . . . 10
» Собственник: какие у него права и обязанности? . . . 11
» Общее имущество в многоквартирном доме. . . 11
Глава 2. Общее собрание собственников помещений совет многоквартирного дома и его председатель . . . 15
» Что решается на общем собрании собственников помещений?. . . 15
» Как проводится общее собрание собственников помещений?. . . 16
» Решения общего собрания собственников многоквартирного дома . . . 18
» Голосование на общем собрании собственников . . . 19
» Собрание в заочной форме: как его провести? . . . 21
» Очно-заочная форма проведения собрания. . . 22
» Председатель совета многоквартирного дома. . . 23
Глава 3. Способы управления многоквартирным домом . . . 25
» Непосредственное управление многоквартирным домом . . . 25
» Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) . . . 26
» Как создать ТСЖ? . . . 27
» Органы управления ТСЖ . . . 28
» Управление управляющей организацией (УО) . . . 30
» Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами . . . 32
Глава 4. Жилищные услуги . . . 35
» Что входит в содержание дома? . . . 35
» Содержание земельного участка многоквартирного дома . . . 37
» Услуги по управлению многоквартирным домом . . . 37
» Оплата услуг и работ по содержанию общего имущества . . . 38
» Как правильно сделать заказ на проведение текущего ремонта? . . . 39
» Невыполнение или ненадлежащее выполнение услуги. На что имеет право потребитель? . . . 40
» Как зафиксировать факт ненадлежащего качества услуг и работ или их выполнение с перерывами, превышающими установленную продолжительность их выполнения? . 41
Глава 5. Коммунальные услуги . . . 43
» Виды коммунальных услуг . . . 43
» Исполнители коммунальных услуг . . . 43
» Договор предоставления коммунальных услуг . . . 44
» Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги . . . 45
» Права и обязанности потребителя . . . 47
» Размер платы за коммунальные услуги . . . 49
» Начисление платы за холодную воду, электричество, газ . . . 50
» Начисление платы за горячую воду . . . 51
» Начисление платы за водоотведение . . . 51
» Начисление платы за отопление . . . 52
» Начисление платы за коммунальные услуги в коммунальной квартире . . . 53
» Начисление платы за коммунальные услуги при их производстве с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. . . 54
» Начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды . . 55
» Требования к качеству коммунальных услуг. . . 56
» Как зафиксировать факт предоставления услуги ненадлежащего качества? . . . 57
Глава 6. Учет потребления коммунальных ресурсов, способы экономии семейного бюджета, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг . . . 59
» Как ввести счетчик в эксплуатацию? . . . 59
» Что делать, если прибор учета сломался? . . . 61
» Акт фактического проживания и другие меры против недобросовестных жильцов . . . 61
» Как перерасчитывают плату за коммунальные услуги, если жители квартиры временно отсутствуют? . . . 62
» Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг . . . 63
» Энергосбережение. Энергосервисные контракты . . . 63
» Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг . . . 66
Глава 7. Капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах . . . 69
» В каких домах будет проводиться капитальный ремонт?. . . 69
» Какие работы входят в капремонт? . . . 70
» Региональные программы капитального ремонта. Региональный оператор . . . 70
» Как накопить средства на капремонт?. . . 71
» Специальный счет . . . 72
» Счет регионального оператора — «общий котел». . . 74
» «Общий котел» и спецсчет: основные черты . . . 74
» Как правильно выбрать спецсчет на капремонт. . . 76
» Проведение капремонта в многоквартирных домах. . . 77
» Аварийное жилье . . . 78
Глава 8. Защита прав потребителей . . . 79
» Право потребителей на информацию об исполнителе услуг, услугах и работах в сфере ЖКХ . . . 79
» Государственная информационная система ЖКХ. . . 80
» Нарушение прав в сфере ЖКХ: как их распознать . . . 82
» Что делать, если есть подозрения, что нарушаются потребительские права? . . . 82
» Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ . . . 83
» Судебный порядок урегулирования спора . . . 89
Глава 9. Привлечение собственников к участию в судьбе многоквартирного дома . . . 93
» Позиция «это не мое дело» и ее последствия . . . 93
» Эффективное общение на очном собрании собственников . . . 95
» Варианты выхода из конфликта. . . 96