Нацпроект «Образование» - ориентир в подготовке востребованных кадров региона
Обучение по стандартам WorldSkills, мастерские, чемпионаты профессионального мастерства, профориентация и трудоустройство: о реализации Национального проекта «Образование» в системе профессионального образования Томской областирассказывает Юрий Владимирович КАЛИНЮК, начальник Департамента профессионального образования Томской области:
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ КЛЮЧЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
• Развитие инфраструктуры образования
• Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров
• Совершенствование содержания образования
• Возвращение воспитания в систему образования
Система профессионального образования Томской области активно участвует в реализации федеральных проектов «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Успех каждого ребенка», «Патриотическое воспитание», «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Для повышения качества подготовки выпускников образовательные организации участвуют в конкурсах на получение грантов Министерства Просвещения России уже четвертый год подряд. В этом году открылись мастерские с современным оборудованием, в которых студенты будут обучаться по различным компетенциям: «Управление фронтальным погрузчиком», «Управление автогрейдером», «Ландшафтный дизайн», «Плотницкое дело», «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности», «Машинное обучение и большие данные», «Интернет вещей», «Облачные технологии», «Токарные работы на станках ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Электроника», «Инженерный дизайн CAD». В 2022 году планируется открытие 12 мастерских в Колпашевском социально-промышленном колледже, Томском государственном педагогическом колледже, Томском политехническом техникуме и Томском техникуме водного транспорта и судоходства.Регион привлек на эти цели федеральные средства в общей сумме более 60 миллионов рублей.
Помимо мастерских до конца этого учебного года в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в профессиональных образовательных организациях откроются 18 новых лабораторий, оснащенных ноутбуками, интерактивными досками и многофункциональными устройствами.
Обновляя инфраструктуру учреждений, мы стремимся менять качество подготовки выпускников под потребности работодателей, задачи региона, развития бизнеса и отраслей экономики, с учетом кластерной политики.
В настоящее время механизмом оценки качества профессионального образования является итоговая государственная аттестация в форме демонстрационного экзамена,которая в отличии от традиционной формы аттестации позволяет оценить уровень подготовки студентов в условиях, приближенных к производственным. На данный момент более 1500 студентовпрошли итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, еще 615 студентов пройдут экзаменационные испытания до конца года.
Говоря о качестве профессионального образования, необходимо отметить, что оно напрямую зависит от квалификации педагогических работников и их профессионального развития. В системе профессионального образования утверждён план повышения квалификации, по которому один раз в три года педагоги и сотрудники учреждений проходят повышение квалификации по программам, основанным на опыте WorldSkills Russia. При этом решаются задачи, которые связаны с современными вызовами в вопросах подготовки молодых специалистов для региона и конкретного муниципального образования.
Росту престижа рабочих профессий безусловно способствуют чемпионатные движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс» (для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья).
Так, в этом году в составе российской сборной достойно выступили в соревнованиях международного уровня: Эльдар Халиулин, бронзовый призер в компетенции «Электромонтаж» на чемпионате EuroSkillsGraz 2021 в Австрии и Елена Жучкина, которая в этой же компетенции получила золотую медаль на I Евразийском чемпионате. На чемпионате в сфере градостроительства и урбанистикиUrbanSkills мастер производственного обучения Томского промышленно-гуманитарного колледжа Кирилл Шелбогашев завоевал «золото» в компетенции«Сварочные технологии».
В Финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), прошедшего в Уфе, томская команда завоевала девять медалей: две золотых, четыре серебряных и три бронзовых.
Победы наших студентов доказывают качественную подготовку специалистов рабочих профессий. Следующие чемпионаты станут еще сложнее и интереснее, но я уверен, что томичи всегда будут достойно выступать на любых соревнованиях по высоким стандартам WorldSkills.
В 2020 году четверо участников VIНационального чемпионата «Абилимпикс» принесли в «копилку» Томской области две серебряные и две бронзовые медали. Надеемся, что перенесенный на 2022 годVIIНациональный чемпионат, такжепринесет нам победу.
Одной из форм привлечения абитуриентов является профориентационный проект «Билет в будущее», который реализуется в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка». Проект нацелен на выявление, поддержку, создание условий для развития талантливых детей и молодежи, раннюю профориентацию обучающихся.
В этом году участниками проекта стали более 4 тысяч учеников 6-11 классов, они посещали практические занятия в колледжах и техникумах региона, где под руководством наставников пробовали себя в разных профессиях. Всего состоялось более 200 таких занятий.
В Томской областиактивно реализуется вовлечение в различные формы наставничества обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования. Наставниками могут стать как преподаватели, так и заинтересованные представители промышленных предприятий и бизнес-компаний региона. Они помогают студентам овладеть практическими навыками, влиться в коллектив, получить реальное представление о будущей работе и обязанностях. Также, мы ежегодно в начале учебного года проводим акцию «Неделя с работодателем», которая дает отличную возможность познакомиться с производственным процессом еще во время обучения в техникуме, а работодатели могут подобрать для себя молодых квалифицированных специалистов.
Нам важно, чтобы обучающиеся наравне с профессиональными навыками развивали свои надпрофессиональные компетенции. В этом направлении активно развиваются флагманские программы, которые вовлекают студентов в патриотическое и волонтерское движение, организуют спортивные мероприятия, творческие конкурсы.
Система профессионального образования региона реализует более 20 ежегодных авторских региональных проектов, в которых принимают участие около 12 тысяч студентов. В мероприятиях патриотической направленности приняли участие более24 тысяч студентов.
Перед системой профессионального образования региона стоит главная задача – гарантированное устройство выпускников. Мы проводим большую работу, подготавливая кадры не для галочки, а для конкретных отраслей, предприятий и работодателей. На решение этой задачи ориентирован и открытый два года назад один из первых в России Центр опережающей профессиональной подготовки Томской области. За два года он обучил свыше 13 тысяч человек (причем не только студентов, но и школьников, и пенсионеров) и заключил свыше двухсот соглашений с бизнес-компаниями.
По показателю трудоустройства выпускников система профессионального образования Томской области - лидер в Сибирском федеральном округе. В регионе в пятерку лидеров с лучшими показателями трудоустройства вошли Томский техникум водного транспорта и судоходства, Томский государственный педагогический колледж, Томский медико-фармацевтический колледж, Томский базовый медицинский колледж и Томский промышленно-гуманитарный колледж.
По специальности трудоустроено от 84,8 до 91,7 процента выпускников этих учреждений.
Из-за пандемии показатели трудоустройства сократились, но учреждения профессионального образования Томской области сохранили лидерство среди регионов Сибирского федерального округа. Занятость и востребованность наших выпускников во многом обеспечили Центры содействия трудоустройству, которые в рамках программы наставничества наладили тесный контакт работодателей и студентов и во время учебной практики, и после окончания учебного заведения.
Радует, что система профессионального образования становится более популярной среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры.
В муниципалитетах Томской области также активно ведется работа по реализации национального проекта «Образование».
Так, в рамках обновления материально-технической в октябре 2021 года в Кривошеинском агропромышленном техникуме появился трактор «К–525» и зерноуборочный комбайн «Вектор 410». Оборудование поставлено в техникум в целях подготовки студентов к чемпионату «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и подготовки к демонстрационному экзамену по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и специальности «Механизация сельского хозяйства». Также ожидается поступление зерносушилки и трактора «МТЗ - 82,1».
Благодаря участию в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» в колледже в 2022 году будут открыты 2 лаборатории с современным оборудованием.
В этом году студенты проходили государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена по двум модулям: «Техническое обслуживание и ремонт двигателя» и «Комплектование агрегата с механическим приводом».
В лаборатории техникума «Технология переработки дикорастущего лекарственно-растительного сырья и ягод» в рамках агропромышленного образовательно-отраслевого кластера Томской области реализуется проект «От точек Роста до мастерских».
В проекте принимали участие ученики районных школ Томской области. Они проводили проектные и исследовательские работы в сфере сельского хозяйства. Например, проект «Умный улей» поможет пчеловодам с помощью сотовой связи вовремя заметить, что пчелы готовятся к роению, чем-то заболевают, замерзают или испытывают дефицит корма. В 2022 году на учебном хозяйстве, где имеется пасека, будет проходить эксперимент по практическому внедрению «Умного улья», его оборудованию и техническому оснащению.
Вернуться к списку