Энергосбережение важная цель в развитии регионов
В Московском институте стали и сплавов (сокращенно МИСиС) г. Москва, с 11 по 12 сентября проводилось повышение квалификации руководителей бюджетных учреждений, Глав и заместителей муниципальных образований из многих регионов России, от Карелии до Якутска. От Томской области была сформирована группа из 4 человек, 3 представителя от г. Томска и один от Администрации Кривошеинского района, Кондратьев Д.В. заместитель Главы муниципального образования по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, связи, ГО и ЧС и социальным вопросам.
Программа повышение квалификации называлась «Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Содержание программы включало следующие темы: - Опыт стран Запада в достижении поставленных целей энергосбережания; Потенциал энергосбережения России в отраслевом и сценарном разрезах; Наилучшие доступные и перспективные энергосберегающие технологии; Пропаганда и популяризации энергосбережения.
Занятия проводили ректоры МИСиС, представители из Министерства энергетики Российской Федерации, руководители проектных компаний и директора организаций занимающихся вопросами в данных направлениях.
Вопросами энергоэффективности первыми с 1980 г. стали заниматься специалисты в Японии, в тот момент очень возросла стоимость барреля нефти, следующими стали работать специалисты Китая, США, Канады, Норвегии, Германии. Больших успехов достигла Япония за 30 лет снизилось энергопотребление на 67%, следующие Германия 46% и США 44%.
Для сведения потенциал энергосбережения в ЖКХ России следующий:
- при установке индивидуальных теплопунктов и АСУ в зданиях и регулировке гидрорежимов и балансировке стояков экономия составит не менее 40%;
- при проведении комплекса работ по теплоизоляции зданий до 10%;
- при замене ограждающих конструкций и ремонте крыш до 10%;
- при замене светильников с ламп накаливания на светодиодные до 15%;
- при установке АСУ регулирования энергопотребления в зданиях до 5%.
Что сделано для достижения цели: разработаны требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд это:
1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
Из федерации субсидии будут предоставляться в целях:
- стимулирования формирования и развития институциональной среды в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне;
- стимулирования формирования и развития региональной системы управления реализацией государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- стимулирования привлечения максимального объема инвестиций, в том числе в сектор государственного управления;
- стимулирования реализации мероприятий (проектов) в различных сферах экономической деятельности, по своим параметрам требующим государственной (финансовой) поддержки;
- повышения технологического уровня реализуемых мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до уровня наилучших доступных технологий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Механизм распределения региональных средств:
- По результатам конкурса Министерство Энергетики РФ выдает региону субсидию на повышение энергетической эффективности в форме межбюджетного трансферта
- Средства субсидии вместе со средствами региона, предусмотренными на программу энергосбережения, закрепляются в виде лимитов бюджетных ассигнований за уполномоченным органом
- Уполномоченный орган субъекта передает средства Центру ресурсосбережения и энергоффективности в форме:
- Субсидии на выполнение государственного задания (при этом деньги должны быть потрачены до конца года)
или
- Субсидии на иные цели (срок расходования средств не ограничен бюджетным циклом).
- Центр ресурсосбережения и энергоффективности распределяет полученные средства без конкурса* в форме грантов (возмещает затраты, понесенные на энергосберегающие мероприятия).
В 2011-2012 г. органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями были проведены энергообследования, требуется исполнение результатов и необходимо выполнение многих работ за счет собственных средств или возможно заключение энергосервисного контракта.
Предметом энергосервисного контракта является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Энергосервисный контракт должен содержать:
1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 109-ФЗ)
2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Для повышения эффективности процесса финансирования в г. Томске создан Центр ресурсосбережения и энергоэффективности, который:
- Будет интегрировать и оценивать заявки на получение софинансирования проектов энергосбережения для передачи в Уполномоченный орган (УО)
- Будет осуществлять финансирование путем возмещения затрат по факту их осуществления
- Будет распределять средства в рамках определенного перечня мероприятий, но не более 30% по объекту - проекту, на:
- Лизинговые платежи
- Компенсацию % ставки по кредитам на энергоэффективные проекты
- Возмещение части затрат на закупку энергоэффективного оборудования
- Проектно-изыскательные работы, схемы теплоснабжения.
- Будет привлекать в регион внебюджетные средства на цели энергосбережения.
- Будет финансировать расходы не более 20% (в совокупности)
- На разработку схем теплоснабжения, проектно-сметной документации;
- На проведение НИР;
- На проведение информационных систем.
С 01.10.2014 г. вступает в силу постановление правительства от 16.08.2014 №881 Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований. В законе сказано, что когда объем потребления энергетических ресурсов в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление газа, мазута тепловой энергии, угля, электроэнергии менее 50 000 тыс. рублей то необходимо предоставление только энергодеклараций.
Установлен порядок заполнения энергодеклараций:
- Заполняется отдельно по каждому зданию, строению и сооружению.
- Часть разделов заполняется непосредственно ответственным лицом по энергосбережению и повышению энергоэффективности организации, часть проверяющим (экспертом).
- Заполняется ежегодно после окончания календарного года и предоставляется до 1 апреля текущего года.
Вот только малая часть услышанного во время повышения квалификации. Необходимо, чтоб все руководители предприятий, бюджетных организаций, индивидуальные предприниматели и граждане понимали, что ответственность за выполнение условий по энергосбережению в муниципальном образовании и регионе распространяется на всех проживающих и работающих. Это значит, что каждый собственник домовладения или квартиры обязан учитывать и экономить потребление тепловой и электрической энергии, воды, проводить утепление крыш, фасадов и фундаментов зданий, установку окон, автоматизацию управления системами обогрева, вентиляции, освещения.
Вернуться к списку